г. Челябинск, проспект Победы, д.303/2, офис 4

Что происходит с покупателями жилья в кризис: особенности поведения

Что происходит с покупателями жилья в кризис: особенности поведения

Как ведут себя покупатели жилья в кризис

Эксперты рынка недвижимости сходятся во мнении, что из-за сложившейся экономической ситуации в стране потенциальные покупатели жилья ждут еще более выгодных сделок. Для чего они либо заняли выжидательные позиции, либо нацелены активно торговаться.

Согласно опросу, проведенному IRN.RU, более трети граждан надеются, что цены на жильё осенью 2015 года упадут на 5%, еще столько же респондентов ожидают более значительного снижения стоимости.

Специалисты пояснили, что в целом потребители готовы приобретать недвижимость, но дешевле. Из-за того, что многие решили со сделками повременить, создается отложенный спрос. Который, в свою очередь, является позитивным сигналом для застройщиков и продавцов, однако предупреждает о необходимости уменьшения цен.

Покупатели жилья в кризис

Как покупатели выбирают жилье в кризис

В зависимости от особенностей поведения на кризисном рынке недвижимости эксперты объединили потенциальных покупателей в несколько групп.

  • С небольшим бюджетом

Начало 2015 года ознаменовалось появлением весомой части покупателей с небольшим объемом средств. Например, квартиры в новостройках покупать они готовы до миллиона рублей или меньше. Эта категория клиентов даже не принимает во внимание такие важные факторы, как стадия готовности дома, сроки сдачи его в эксплуатацию или площадь выбранного жилпомещения, сосредоточившись лишь на минимальном бюджете сделки. Они опасаются роста цен и не хотят упускать шанса купить квартиру.

  • Ожидающие снижения цен и более выгодных предложений от застройщиков и продавцов

Многие потенциальные покупатели уверены, что рынок не достиг ценового «дна» и прогнозируют его на декабрь. Они ждут снижения цен минимум на 5-10%. При этом выжидающие настроения наблюдаются с весны.

По словам партнера компании «Химки Групп» Дмитрия Котровского, одни думали, что наступит «эффект домино», то есть цены рухнут в целом по рынку, другие надеются на скидки и спец.предложения от застройщиков и продавцов, третьи ждут старта новых проектов с более доступной стоимостью «квадрата» на начальном этапе строительства. В то же время некоторые из «выжидающих» клиентов намерены совершить сделку не ранее весны. Именно тогда, по их мнению, наступит определенность с ценами и долларом.

  • Вдумчивые и разборчивые

Кризис увеличил сроки принятия решения потребителей. В Est-a-Tet говорят, что ранее купля-продажа жилья совершалась через 2-3 недели после первого обращения против нынешних 1,5 месяцев. В «Бест-Новострое» уточнили, что сейчас подбор недвижимости занимает 2-3 месяца. Что обусловлено как превалированием предложения над спросом, так и ожиданием покупателями более выгодных условий.

Котровский пояснил, что будущие новоселы стали вдумчивее и разборчивее. Они детально изучают ассортимент, маркетинговые акции, проводя своеобразный конкурентный анализ. Некоторые даже вникают в юридические тонкости. Многие смотрят, как начались новые проекты, не спешат покупать квартиры на старте продаж и хотят убедиться в правильности выбора.

  • Без «живых» денег

Немалую категорию составляют потребители, откладывающие покупку недвижимости по независящим от них причинам. Это собственники решившие сначала продать собственное жилье и на вырученные средства приобрести квартиру в новостройке. Многие владельцы попросту не могут на протяжении долгого времени реализовать «вторичку». По данным управляющего партнера «Метриум Групп» Марии Литинецкой, вторичный рынок практически остановился. При этом немногие готовы снижать цены, чтобы его оживить.

  • Не готовые занимать средства

Из-за кризиса потенциальные покупатели все чаще рассчитывают на собственные средства. Они готовы покупать жилье только на имеющиеся деньги, не обременяя себя и семью займами, рассрочками, кредитами и ипотекой. Подобная тенденция обусловлена шатким финансовым положением населения. В то же время,  увеличилась доля ждущих более доступных ставок по ипотечным кредитам.

  • Непринципиальные

Многие потребители в сложившихся экономических условиях стали лояльнее относиться к Подмосковью. Они уже не настаивают на Москве и приобретают жилье в любой локации Московского региона, но с достаточной транспортной доступностью и устраивающей ценой.

  • Торгующиеся

В кризис все-таки остались потенциальные покупатели, не желающие откладывать сделку. Однако они так же, как и другие, нацелены на выгоду, поэтому при выборе квартиры намерены добиться снижения стоимости. По информации «Азбуки жилья», средний размер торга на «вторичку» увеличился к осени 2015 года с прошлогодних 100-200 тысяч рублей до 400-500 тысяч. При этом по высокобюджетным квартирам дисконт может доходить до нескольких миллионов.

Доброхотова отметила, что торговаться начали и на первичном рынке. Теперь требует уменьшить цену каждый второй клиент. Особенно актуальным это стало на проблемных объектах с низкими темпами работ или задержкой сроков. Такие потребители настаивают на существенных индивидуальных скидках в 10%.

  • Потерявшие инвестиционный интерес

На сегодняшний день количество инвестиционных сделок в общем объеме по новостройкам не превышает 7-10%. Так как «первичка» стала медленно дорожать и заработать на купле-продаже сложнее. Теперь инвесторы выбирают проекты долго и скурпулезно. При этом вложения оказываются невыгодными, в случае наличия накоплений в иностранной валюте. Необходимо ждать роста курсов. По мнению замдиректора департамента новостроек Est-a-Tet Алексея Оленева, девальвация рубля в последние месяцы волнует граждан значительно меньше, нежели в декабре 2014 года, когда произошел ажиотажный спрос. Уже нет «эффекта новизны» и после «евро за 100» валютные колебания ниже такого значения мало интересуют россиян.