Семейный №1: подлость от родни
Очень характерный поступок недоброжелательно настроенных родственников (особенно не близких) ― это кража документов. Стандартный алгоритм для вступления в наследство выглядит так:
- Вы приходите к нотариусу и заявляете свои права.
- Передаете ему собственноручно написанное заявление, а также свидетельство о смерти, документы на имущество, документы для подтверждения родства, завещание...
Оборвем список на этом месте, потому что самое важное я уже написал. Свидетельство о смерти можно стащить. А забрать документы на недвижимость бывает еще проще, это в путанице-то после похорон.
И все! Проблемы гарантированы! У нотариуса уже есть основания для отказа в открытии наследственного дела. Если история затянется, полгода успеют закончиться, так что ситуация осложнится еще сильнее.
Что делать:
- Все-таки подать заявление в отведенный промежуток времени. Если нотариус наотрез отказывается его принимать, надо отправить почтой, заказным письмом с описью вложения.
- Начинать кропотливый сбор дубликатов. Обращаться в Росреестр, в загс... По списку.
Если государственные органы отказываются выдавать вам дубликаты, нужно будет обращаться в суд.
Бумажный №2: чересчур вольно написанное завещание
Даже заверенное у нотариуса завещание может содержать ошибки ― не формальные, а фактические. Получить по такому документу имущество не всегда возможно.
Вот мой "любимый" пример:
Мужчина умер и оставил завещание, по которому его взрослой дочери от первого брака переходила квартира. Вот только квартира эта была куплена в ипотеку, во втором браке, на двоих с женой! Причем эта женщина еще и продолжала выплачивать кредит после кончины мужа.
Получается, человек распорядился не своим имуществом, а супружеским.
В ходе судебного разбирательства открылась еще одна деталь. У покойника осталась старенькая мама. Нетрудоспособная наследница первой очереди имеет право на обязательную долю.
В общем, вместо целой квартиры дочь получила 5/12; половина осталась вдове; а 1/12 суд выделил старушке-маме. Завещание сработало не так, как пытался прописать наследодатель.
Календарный №3: время истекло
Существует две возможные ситуации, когда не применяется "принцип шести месяцев":
- Если все остальные наследники добровольно согласны и готовы подписать согласие.
- Если так решил суд. А для этого у опоздавшего должна быть веская причина, которую он сможет доказать. Например, если человек ссылается на командировку ― пусть покажет справку с работы, билеты.
Хотя на практике судьи все решают по своему усмотрению. Вот реальный пример:
Умер мужчина, оставив после себя дом. Его вдова и дочь от последнего брака продолжали жить в этом доме, переоформив его на себя.
А потом приехали две дочери от первого брака. Они жили на другом конце страны и не общались с новой семьей отца. О смерти узнали по длинной цепочке "глухого телефона", через знакомых.
Шесть месяцев к тому времени уже прошли, однако судья восстановил права обеих опоздавших наследниц. Так что дом делили заново, уже на четверых.
Кстати! Если бы недвижимость уже продали, то новые наследницы имели бы право на пропорциональные доли вырученных денег.
Учтите, что многое зависит от региона. Из собственного адвокатского опыта могу сказать, что столичные суды всегда отказывают по искам о продлении. Исключения бывают, но они только подтверждают правило.
Жилищно-пропорциональный №4: очень много собственников
Самая непредсказуемая преграда, на которой можно споткнуться. Имея достаточно большой "клан" из нескольких поколений, легко можно оказаться в ситуации, когда вы владеете квартирой одновременно с еще одним или с несколькими родственниками.
Причем доли бывают мизерными ― и по пять квадратных метров, и по два... Если пересчитывать в квадраты. Даже когда 95% квартиры принадлежит вам, оставшиеся чужими 5% будут портить вам жизнь и осложнять действия вроде продажи жилья.
По закону, "незначительные" доли можно принудительно выкупать через суд, по рыночной стоимости. Но тут новый вопрос: что считать " незначительным"? У суда может быть свое мнение.
Пример. Суд ОТКАЗАЛ в иске сына к отцу по выкупу 2,5 квадратных метров жилплощади за 300 с лишним тысяч рублей. У отца было другое место проживания (у второго сына). Но он оставался зарегистрированным в той квартире и настаивал, что она нужна ему для регистрационных целей.
Суд согласился с доводами ответчика, решив, что регистрация действительно выглядит серьезной причиной; что у мужчины есть необходимость в его небольшой доле.