Выселение из муниципального жилья
Вы наверняка наслышаны об историях, когда муниципалитеты выселяли дебоширов, не дававших житья соседям. Это одна из самых распространенных причин, но далеко не единственная. В целом, благополучно выселяются те, кто:
- нарушает покой и общественный порядок;
- портит дом, приводит его в аварийное состояние;
- не содержит недвижимость надлежащим образом;
- не оплачивает коммуналку больше полугода;
- не проживает по адресу регистрации;
- использует дом или квартиру для каких-то альтернативных нужд, а не для проживания.
Исковое заявление подает местная администрация или кто-то из остальных прописанных по этому адресу. Решение о выселении и выписке принимает суд. Здесь есть нюансы: например, если судья в ходе разбирательства выяснит, что человек пользуется местной поликлиникой или получает корреспонденцию, это будет считаться целевым использованием квартиры. И аргумент о непроживании будет отвергнут.
А также человека не выпишут, если обнаружится, что он покинул квартиру не добровольно. В моей практике был такой случай: мужчина не пускал в квартиру бывшую жену и сына. Те не настаивали на проживании по этому адресу, однако с регистрации сниматься отказывались и продолжали вносить платежи за ЖКХ.
Суд отказал мужчине в его иске и сохранил регистрацию ответчиков.
Выселение из служебного жилья
Здесь принцип простой: жилье предоставляется человеку (одному или с семьей) в пользование на время работы или службы. Как только он увольняется или меняет регион своей деятельности, автоматически теряет право пользоваться временной служебной квартирой.
Обычно судебные процессы в этой категории касаются не выселения, а просто снятия с регистрационного учета. Люди уезжают, но не выписываются.
Подавляющее большинство дел этой категории ведется в отношении военных, сотрудников МВД и подобных структур. Истцами выступают воинские части. Также иногда фигурируют врачи и учителя, работающие по контрактам.
Выселение из жилья частной собственности
Я подразумеваю случаи, когда выселяемый человек не входит в число собственников. Таких историй довольно много, и обычно в них участвуют родственники (иногда бывшие).
Например, пожилые родители принудительно снимают с регистрации взрослых детей. Ситуация типичная: ребенок вырос и покинул гнездо, не появляется в отчем доме годами. При этом сохранил регистрацию ― а значит, за него начисляются некоторые коммунальные платежи; да и собственники-родители не могут свободно распоряжаться квартирой. Продажа такой недвижимости, где прописан кто-то третий, существенно затруднена.
Хотя если купля-продажа все-таки выполнена, то с проблемой "лишнего прописанного» предстоит разбираться уже новому владельцу. Исковое заявление в суд видится здесь логичным шагом.
Однако гораздо чаще споры затеваются бывшими супругами после разводов. Небольшую лепту в статистику вносят даже пары сожителей, не состоявшие в официальном браке. Собственники сначала регистрируют у себя любимого человека, а спустя несколько лет выписывают через суд уже нелюбимого.
Все эти дела развиваются по сходным сценариям. Истец доказывает, что такой-то такойтович ― человек совершенно посторонний, общего хозяйства они не ведут и вести не собираются. Изучаются документы, опрашиваются свидетели, выносится решение.
Отрицательные решения очень редки, но и они бывают. Вот реальный пример: Верховный Суд России отказал в выселении постороннего человека, отследив историю его появления в квартире. Выяснилось, что это бывший член семьи продавца. И что он был зарегистрирован по праву "компенсации" за изъятую государством для своих нужд другую квартиру. ВС счел, что право проживания у этого человека ― пожизненное, независимо от смены владельцев жилья.
И общая статистика. В целом, примерно два из трех исков о выселении или снятии с регистрационного учета удовлетворяется российскими судами.